Ну, Вы прям как Левша, у которого есть микроскоп, но он предпочитает все на глаз. А микроскопом гвозди забивать..
В этой мудрой книжке данный кварто-квинтовый круг взят полностью из правил настройки ф-но. Там ещё и таблица биений есть, объясняющая "нечистость" чистых кварт и квинт. Тех самых которые Вы считаете. Они разные. И плавно изменяются в зависимости от высоты интервала от 1 до 2 колебаний в секунду ( т.е. есть в таблице цифры 1,2. 1,4. 1,6 колебаний в секунду). Если делать Вашим методом по-грамотному, то процесс настройки должен быть (и не может не быть) таким:
- тренькаем старинной вилкой и получаем опорный звук, или "опорная нота" по-Вашему. У настройщиков называется "камертон". Это название не только вилки но и ля первой октавы. Я всегда в баяне оставляю напоминалку - когда строился, какой камертон. Например a = 440, или а = 441,2... Потому как перед настройкой надо выяснить что сделать, чтобы пилить как можно меньше. Не чтобы меньше работать, а чтобы меньше гробить голоса..
- далее по книжке и по таблице считаем колебания в интервалах за 10 секунд. Потому как иначе не посчитаешь 1,2 колебания в секунду.
- чтоб не ошибиться повторяем процедуру подсчёта 2 - 3 раза.
- делаем "чирк" по голосу.
- допустим мало (или много)
- повторяем подсчет
- корректируем. Штихель не берет - меняем
- подсчитываем
- корректируем (т.е. опять "чирк").
- считаем. Попали!
А попали в 1,2 зауженую квинту или пролетели (штихель новый) и она уже расширенная? Да ладно, хороше же! Доходим до заключения круга - а он не сходится. И опять все с начала. Причем опять все звуки надо пилить чтобы просто выяснить на месте ли они.
И не рассказывайте что у Вас всего этого не было!
А при наличии тюнера, когда все наглядно видно, Вы будете продолжать считать биения и свято верить, что так точнее? Анахронизм!
Кстати, в той же книжке, в конце, описывается как настраивали на фабриках при помощи осциллографа.. Почитайте...
Ну, это я вообще не понял. Может не дорос....
И Вам Здравствуйте. Да я с первого раз вас понял, зачем еще раз то же самое объяснять. Как и отлично понял нежелание таким утомительным делом заниматься. Вы отлично описали процесс, опишу его и я.
1. Ну так механического камертона у меня нет, Ля1 настраиваем по тюнеру (если есть желание то настраиваем в унисон по программе камертон). Это отправная точка для всей настройки.
2. Следующая нота, завышенная кварта, Ре2. Настраиваем ее по тюнеру.
3. Смотрим по таблице «Кварты» интервал Ля1 Ре2 количество биений должно быть 1,96 (практически два).
3. Берем одновременно Ля1 и Ре2. Слушаем биения. Здесь может быть 4 варианта развития событий:
а) нет биений,
б) очень редкие биения явно менее 2 раза в секунду,
в) биения очень частые явно выше 2 раза в секунду,
г) биения (опять же как вам кажется) ровно 2 раза в секунду.
4. Если у вас вариант а) вы попали в чистую кварту. Завышаем её, пилим носок добиваясь примерно секунду.2 биения в
5. Вариант б) кварта уже завышена, но недостаточно пилим носок добиваясь примерно 2 биения в секунду. Здесь нужно быть осторожным в том плане, что несмотря что нота ре2 настроена по тюнеру она может быть слегка занижена а не завышена (будут точно такие же биения). В это случае у вас частота биений вместо того чтобы расти будет падать, а потом биения пропадут. Далее действуем по пункту 4.
6. Вариант в) кварта излишне завышена, пилим пятку, добиваясь примерно 2 биения в секунду.
7. Ну и вариант г) самый удачный на этом этапе пилить пока не надо переходим к пункту 8.
8. Подсчет биений. Так как дувачка (или мех инструмента, кто как делает) не безразмерна, счет ведем не до десяти, а до пяти. Первое биение- это «раз», пятое -это «пять». На раз запускаем секундомер на пять останавливаем, получаем время Т. Так как количество интервалов между биениями 4, то количество биений считаем по формуле Кб=4/Т. Чтобы количество биений было 2, Т должно равняться 2 сек. Скажу сразу, что никогда в жизни невозможно добиться точности не только в сотых долях но и в десятых. Поэтому очень хорошо если вместо 2 биений у вас получится 1,8 …2,2.
9. Переходим к следующей ноте. Это заниженная квинта Соль1. Все то же самое вначале по тюнеру, потом по биениям. Разница лишь в том что в квинтах мы частоту не повышаем а понижаем относительно чистой квинты.
10. Ну и завершающий штрих. Настроив последнюю ноту Ми1, мы совмещаем её с самой первой - Ля1. Если количество биений соответствует таблице, то круг замкнулся.
Раскрою секрет: настройщики количество биений не считают по секундомеру – они их чувствуют. Считают нормальным для квинты 1 биение или чуть меньше, для кварты 1,5 биения или чуть выше.