Концертная чистота произведения

Eugenie R.

Пользователь
9 Окт 2021
14
2
Всем привет!

Скажите, а как вы добиваетесь безупречности звучания?
Понятно, что бесконечным повторением - кстати, через сколько ( сыгранных раз, дней, месяцев) в среднем выученное посильное произведение начинает звучать так, что его можно сыграть на концерте?
Понятно, что отдельным повторением сложных мест.
Какие еще есть know-how ?
Особенно для левой руки баяна?
С моим фортепианным образованием левая рука поначалу вообще казалась недостижимой, я не понимала, как учить ее партию, если ее не видно? Первые произведения, сыгранные двумя руками, был кошмар. Ладно, проехали, теперь проще.
Но если партия правой руки сама по себе нотами звучит в голове, то есть если палец собьется, то следующая нота тут же будет из головы вытащена и сыграна. А с партией левой руки такое не проходит, там у меня работает чисто механическая память. И хорошо, если я не усталая, то я играю то, что помню. А вот если устала или нервничаю, то механическая память левой руки начинает отказывать, и иногда, если собьешься, то проще начать произведение сначала, чем сообразить, что надо сыграть сейчас.
Что огорчает - что каким бы ни было простым произведение, добиться его безупречного звучания у меня пока не получается. Так оно тоже не сильно весело сидеть и месяцами долбить примитивное. Душа просит другой музыки, сложнее. Что-то я уже забыла, не добившись идеала. Но это не жалко. А вот те 5-6 активных пьес и этюдов, что я играю сейчас, уже хотелось бы довести до чистого состояния, ан не получается. Каким бы простым произведение не было, первые 2-3 раза я играю его с ошибками, потом только начинаю играть чисто. Но на следующий день-неделю - опять ошибаюсь. Начинаю каждое из них отрабатывать, и даже сейчас время (высвобожденное на удаленке от транспорта) есть - но устаешь, и начинаешь делать ошибки там, где вроде бы все знаешь. Да, разбиваю занятия на части, отдыхаю между - и все-равно.

Как с этим обстоят дела у вас, у профессионалов??
 
  • Мне нравится
Реакции: gus
Здравствуйте, Евгения.
Качество концертного исполнения зависит от качества Ваших занятий. Систематичность и последовательность, их основа.
Наилучший совет позанимайтесь с хорошим преподавателем, если есть такая возможность.

Систематичность. Выучиваете небольшой фрагмент, фразу правой рукой. Потом выучите соответствующий фрагмент в левой. Доведите до автоматизма, чтобы получалось без единой ошибки. Заучивайте сразу наизусть (зрительное восприятие нот тормозит умственную работу). При выучивании проговаривайте звуки, ноты. Если это песня, то можно петь / говорить соответствующие слова. Совет - выучивайте правую и левую руку в одинаковом темпе, в одном метре . Потом будет легче соединять.

Соедините правую и левую в рамках выученного фрагмента. Цель - сыграть наизусть двумя руками без единой ошибки. Когда это получилось, берете следующий фрагмент. И все повторяется: заучиваем правую, заучиваем наизусть левую, соединяем. При соединении рук с первого раза обычно не получается, это нормально. Обычно получается с 3го - 4го раза.

Когда соединили руки, во втором фрагменте и сыграли его без ошибок, переходите к 3му, очень важному этапу - соединение кусков. Проиграйте оба куска вместе, чтобы не было ошибок и заминок в месте стыка фрагментов. Переходите к третьему фрагменту. Выучиваете отдельными руками, соединяете, присоединяете к единому целому - и т.д. до конца произведения.

Также можно применить метод ракохода: выучиваете фрагмент в самом конце произведения (левой наизусть, правой наизусть, вместе наизусть). Потом берете ПРЕДЫДУЩИЙ фрагмент, выучиваете аналогично. При соединении кусков Вы каждый раз будете играть только что выученный фрагмент. Соединение будет происходить гораздо легче и быстрее.

Следующий важнейший вопрос - на что направлено Ваше внимание во время исполнения. От этого будет зависеть контроль над эстрадным волнением. Именно оно создает Вам проблемы и приводит к потерям во время концертного исполнения.
Внимание во время игры, волнение - паника, волнение - подъем, виды памяти, которые вы используете - эти и многие другие вопросы влияют на проблему, которую Вы описываете. Оооочень много писать, поверьте))). Я не говорю о степени погруженности в произведение: какая у него форма, к какому стилю, направлению принадлежит пьеса, биография автора, что происходило в жизни автора в момент написания произведения (если есть возможность найти такую информацию), какой смысл, какое содержание он заложил в пьесу, может быть кому посвятил, есть ли разные редакциии изучаемого и т.д. Степень погруженности в произведение влияет на глубину и яркость образа, создаваемого в Вашей голове. Чем ярче картинка - тем лучше, увереннее и стабильнее Вы играете. Если музыка захватила Вас настолько, что во время игры Вы не можете думать ни о чем другом, кроме музыки, то, скорее всего, Вы сыграете хорошо.

Разрешите посоветовать Вам две книги, в которых Вы найдете практически все ответы на вопросы исполнительского искусства:
Коган. У врат мастерства.
Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры.
Я все своим студентам рекомендую основательно изучить их и держать в качестве настольных книг)).

Удачи в творчестве.
 
Последнее редактирование:
Лично у меня "безупречное исполнение" было один раз, на гос экзаменах :) Давать советы сложно, у каждого свой путь. Помню играл на сцене "Перепёлочку" и в начале начал куролесить в левой, там где элементарная тема. Акустика была такая, что не слышал левую. Или темпы пляшут от волнения бывает. Лечится всё в конечном итоге практикой и возникающей в связи с ней уверенностью.
 
"Выучиваете небольшой фрагмент"... А вот какой должен быть (с учетом, конечно, сложности) оптимальный размер этого фрагмента?
Где-то я встречал рекомендацию, что это должен быть фрагмент, который можно освоить, выучить за 15 минут не более.
Как Вы относитесь к такой рекомендации - поддерживаете или нет, и, главное, почему?
 
Игорь, огромное спасибо за столь полный и развернутый ответ!

С преподавателем уже есть договоренность, скоро начнем заниматься.
Можно Вам ряд вопросов?

У меня не получается выучивать отдельно партию левой руки - может, преподаватель подскажет, в чем моя ошибка. Но - либо я играю, держа баян так, чтобы было видно левую клавиатуру, что, естественно, неправильно, и у пальцев совсем другое положение, чем нужно. Либо я играю только левой рукой так, что не вижу клавиатуры - и тогда не понимаю, правильные ли басы и аккорды я нажала. Потому что пока в голове, увы, звуки не отображаются прямо с нот. Поэтому у меня получается так, что я сначала выучиваю партию правой руки, а потом уже партию левой накладываю на партию правой - тогда я, по крайней мере, слышу диссонанс, если левой беру неправильные ноты.

Огромное Вам спасибо за термин "погруженность" и за совет сразу учиться играть вслепую, не глядя. Действительно, пока смотришь, визуальное внимание входит на кнопки, и в произведение не погружаешься. А, играя вслепую, можно закрыть глаза, и тогда, действительно, погружаешься. Сегодня я попробовала играть вслепую давно выученное наизусть произведение. Без ошибок все-равно не получается, и сформулировалось,, что пока для меня я должна ошибиться в каждой ноте, каждая нота у меня должна "отболеть", чтобы потом я стала играть ее без ошибок. Просто пока сразу выучил наизусть - это запоминание первого, начального уровня, это только кратковременная память, она еще пальцами не прочувствована.. а вот как в какой-то ноте вслепую ошибешься десять раз подряд, а потом поймаешь то движение, то положение пальцев, которое нужно - вот тут ноты к пальцам прирастают. Наверное :)

Еще вопрос. Занимаюсь я сейчас достаточно много - обычно два, а то и три раза по часу-полтора в день, и так каждый день. У меня сейчас пять активных пьес., все пять в голове я знаю наизусть. Из этих пяти одну я как раз довожу до чистоты - часто играю вообще без ошибок, хотя часто и с ошибками, во второй почти всегда ошибаюсь в одном-двух местах, третью и четвертую играю уже месяц, но ошибаюсь много - они были мной взяты зря, слишком сложные для моего уровня, но теперь уже жалко бросать. А пятый этюд вот только доучила наизусть, играю в медленном темпе, есть пока непонятки с положением (первое и второе) правой руки.
Но получается, что это - слишком много. Если я хочу, чтобы на завтра хотя бы ошибок не стало больше, я должна каждую сыграть раз по десять. Если хочу хоть как-то продвинуться вперед, хоть в одном месте поймать нужное движение, я должна одну пьесу играть час. На гаммы вообще времени не остается, а мне охота беглости пальцев :) А Басурманов вообще пишет - у баяниста должно быть в активе примерно 20
пьес. А когда же их успеешь повторить, ну хоть по разу-два каждый день?

В-общем, вопрос такой сформулировался - сколько произведений можно играть одновременно, сколько может быть сырых, когда можно начинать учить новое произведение - как Вы считаете??


И большое спасибо за книги!
 
Тута главное дело- в день перед экзаменом или концертом- вообще не играть ничего.
Когда произведение заучено и замучено, надо дать памяти рук отдых. Иначе сход с темпа, сбивы, ошибки. Проверено сто раз на себе.
 
Лично у меня "безупречное исполнение" было один раз, на гос экзаменах :) Давать советы сложно, у каждого свой путь. Помню играл на сцене "Перепёлочку" и в начале начал куролесить в левой, там где элементарная тема. Акустика была такая, что не слышал левую. Или темпы пляшут от волнения бывает. Лечится всё в конечном итоге практикой и возникающей в связи с ней уверенностью.
Спасибо! Да, у каждого свой путь, и у меня тоже. Пытаюсь выбрать правильное направление, чтобы особо не блуждать :)
 
Тута главное дело- в день перед экзаменом или концертом- вообще не играть ничего.
Когда произведение заучено и замучено, надо дать памяти рук отдых. Иначе сход с темпа, сбивы, ошибки. Проверено сто раз на себе.
Заучено и замучено - классно сказано!!
Но меня другое беспокоит. Мне не грозят уже ни экзамены, ни концерты, я для себя играю. Беспокоит то, что прогресс - уменьшение количества ошибок - остановился, и сколько бы я ни мучила произведение, оно лучше не играется. Вот совет - сразу играть вслепую - прямо вчера и помог уже. НУ и думать о произведении - тоже.
 
"Выучиваете небольшой фрагмент"... А вот какой должен быть (с учетом, конечно, сложности) оптимальный размер этого фрагмента?
Где-то я встречал рекомендацию, что это должен быть фрагмент, который можно освоить, выучить за 15 минут не более.
Как Вы относитесь к такой рекомендации - поддерживаете или нет, и, главное, почему?
Обычная небольшая фраза. Надо отталкиваться от строения музыки. Она может быть примерно от 1 до 4 тактов. Иногда больше. Выбирайте индивидуально. Получается заучить сходу целых 8 тактов - здорово. Не получается - возьмите отрывок поменьше. Не получается - еще укоротите. Расщепляйте музыку на составные части, а потом опять собирайте воедино.
Также как наша речь состоит из звуков, слов, фраз, предложений, также и музыка, как правило, состоит из нот, мотивов, фраз, предложений и периодов. Главное при выборе размера разучиваемого эпизода - музыкальное строение плюс ваши индивидуальные возможности.
Рекомендацию поддерживаю. Думаю, её цель - сохранить темп выучивания, интерес в работе над музыкальным произведением.
 
  • Мне нравится
Реакции: tobol
Игорь, огромное спасибо за столь полный и развернутый ответ!

С преподавателем уже есть договоренность, скоро начнем заниматься.
Можно Вам ряд вопросов?

У меня не получается выучивать отдельно партию левой руки - может, преподаватель подскажет, в чем моя ошибка. Но - либо я играю, держа баян так, чтобы было видно левую клавиатуру, что, естественно, неправильно, и у пальцев совсем другое положение, чем нужно. Либо я играю только левой рукой так, что не вижу клавиатуры - и тогда не понимаю, правильные ли басы и аккорды я нажала. Потому что пока в голове, увы, звуки не отображаются прямо с нот. Поэтому у меня получается так, что я сначала выучиваю партию правой руки, а потом уже партию левой накладываю на партию правой - тогда я, по крайней мере, слышу диссонанс, если левой беру неправильные ноты.

Огромное Вам спасибо за термин "погруженность" и за совет сразу учиться играть вслепую, не глядя. Действительно, пока смотришь, визуальное внимание входит на кнопки, и в произведение не погружаешься. А, играя вслепую, можно закрыть глаза, и тогда, действительно, погружаешься. Сегодня я попробовала играть вслепую давно выученное наизусть произведение. Без ошибок все-равно не получается, и сформулировалось,, что пока для меня я должна ошибиться в каждой ноте, каждая нота у меня должна "отболеть", чтобы потом я стала играть ее без ошибок. Просто пока сразу выучил наизусть - это запоминание первого, начального уровня, это только кратковременная память, она еще пальцами не прочувствована.. а вот как в какой-то ноте вслепую ошибешься десять раз подряд, а потом поймаешь то движение, то положение пальцев, которое нужно - вот тут ноты к пальцам прирастают. Наверное :)

Еще вопрос. Занимаюсь я сейчас достаточно много - обычно два, а то и три раза по часу-полтора в день, и так каждый день. У меня сейчас пять активных пьес., все пять в голове я знаю наизусть. Из этих пяти одну я как раз довожу до чистоты - часто играю вообще без ошибок, хотя часто и с ошибками, во второй почти всегда ошибаюсь в одном-двух местах, третью и четвертую играю уже месяц, но ошибаюсь много - они были мной взяты зря, слишком сложные для моего уровня, но теперь уже жалко бросать. А пятый этюд вот только доучила наизусть, играю в медленном темпе, есть пока непонятки с положением (первое и второе) правой руки.
Но получается, что это - слишком много. Если я хочу, чтобы на завтра хотя бы ошибок не стало больше, я должна каждую сыграть раз по десять. Если хочу хоть как-то продвинуться вперед, хоть в одном месте поймать нужное движение, я должна одну пьесу играть час. На гаммы вообще времени не остается, а мне охота беглости пальцев :) А Басурманов вообще пишет - у баяниста должно быть в активе примерно 20
пьес. А когда же их успеешь повторить, ну хоть по разу-два каждый день?

В-общем, вопрос такой сформулировался - сколько произведений можно играть одновременно, сколько может быть сырых, когда можно начинать учить новое произведение - как Вы считаете??


И большое спасибо за книги!
Давайте попробую дать пару советов, возможно они облегчат Вам жизнь))
Представьте, что вы - фабрика по производству музыки. Как работает, скажем завод по производству машин? Сначала в Конструкторском бюро (КБ) -дизайнеры придумывают машину, потом уточняют детали, готовят чертежи для производство. Второй этап - производство машины на конвеере. И третий этап - ОТК - отдел технического конроля. Эти специалисты проверяют двигатель, фары, ходовую и другие элементы изделия - а все ли работает исправно. Потом отправляют потребителю в торговую сеть.
Процесс "производства" музыки схож. КБ - это Ваша голова. Сначала вы должны ясно и четко представить пьесу, все её детали, образ, характер, темп основные кульминации и.д. Ваш инструмент - это конвеер, а пальцы - рабочие. С помощью своего тела, пальцев и инструмента вы "производите" музыку, которая сидит в Вашей голове. И третье, про что многие забывают, а порой это самое важное - ОТК. Это Ваши уши. В процессе игры Вы должны как бы слушать себя со стороны, все время оценивать, а получилось ли то, что звучит с тем, что Вы задумали?
Проще говоря представили - сыграли - оценили. Или подумал - нажал - послушал. По сути одно и тоже))).

Проанализируйте, а как Вы занимаетесь? Все ли выполняете из этой цепочки? Возможно, где-то есть упущение.

Скорее у Вас барахлит ОТК))). Именно уши подсказывают Вам поработать еще над поставленной задачей (если звуковой результат не совпал с слуховым представлением в Вашей голове) или двигаться дальше, ставить следующую.

Вся работа над пьесой, по сути, это цепь задач. Предположим, у Вас есть один час для работы над пьесой. Первое - Вы ставите себе задачу: сейчас за этот час я выучу например 8 тактов двумя руками наизусть (всегда ставьте себе посильные цели, чтобы когда её достигните, Вы испытывали чувство удовольствия))). И поехали, разбиваете построение на фразы, мотивы. Определили первый кусок, выучили правой, потом левой, соединили. Потом берете следующий кусок. Выучиваете аналогичным образом. Соединяете куски между собой. Берете третий и т.д. - это я уже описывал. Главное, что теперь голова и уши подсказывают Вам учить еще это место или двигаться дальше.
 
  • Мне нравится
Реакции: дарида, gus и tobol
Занимаюсь я сейчас достаточно много - обычно два, а то и три раза по часу-полтора в день, и так каждый день. У меня сейчас пять активных пьес., все пять в голове я знаю наизусть. Из этих пяти одну я как раз довожу до чистоты - часто играю вообще без ошибок, хотя часто и с ошибками, во второй почти всегда ошибаюсь в одном-двух местах, третью и четвертую играю уже месяц, но ошибаюсь много - они были мной взяты зря, слишком сложные для моего уровня, но теперь уже жалко бросать. А пятый этюд вот только доучила наизусть, играю в медленном темпе, есть пока непонятки с положением (первое и второе) правой руки.
Доброго времени суток. Если Вас не затруднит, озвучьте название пьес и этюда, которые находятся в работе. Возможно, решение на поверхности, но очень желательно понимать, о чем идет речь. Можно с ошибками играть "Маленькую польку" Кабалевского или "Каприччио" Репникова, скорее всего "уровень погружения" будет разным.
 
Тут книгу можно написать))).

Продолжим.
В процессе вышеописанной работы над пьесой, очень важно понимать на что направлено Ваше ВНИМАНИЕ. Что же Вы в итоге учите? Текст? Ноты? Нет вы запоминаете ОЩУЩЕНИЯ.
Вот Вы представили, сыграли, оценили ушами и поняли : получилось хорошо, как задумала! Вот теперь Вам нужно запомнить ощущения, которые привели к правильному звуковому результату. Поэтому все внимание должно быть приковано к ПОДУШЕЧКАМ ПАЛЬЦЕВ. Теперь они Ваши глаза. Их у Вас не 2, а 10.

Чтоб Вы лучше почувствовали, о чем я говорю, поиграйте в игру. Сидя за инструментом, опустите правую руку вниз и попросите кого-нибудь позадевать Вам в произвольном порядке подушечки пальцев. А вы не глядя называетеипалец, к которому почувствовали прикосновение ( я обычно делаю так своим ученикам). После этого плавно положите руку на клавиатуру и погладьте её, ничего не нажимая. Почувствуйте поверхность клавиш/кнопок, их покатость по краям. Закройте глаза. Потом начните играть, при этом сфокусировав внимание на своих подушечках пальцев. Вот эти ощущения от кончиков пальцев и надо запоминать при возникновении правильного звучания в процессе работы над пьесой))).
 
  • Мне нравится
Реакции: Yaroslav Yatsyk
Доброго времени суток. Если Вас не затруднит, озвучьте название пьес и этюда, которые находятся в работе. Возможно, решение на поверхности, но очень желательно понимать, о чем идет речь. Можно с ошибками играть "Маленькую польку" Кабалевского или "Каприччио" Репникова, скорее всего "уровень погружения" будет разным.
Погружение в музыку - это степень вовлеченности в процесс музицирования. Думаю, Вы имели ввиду непосильный уровень сложности отдельных произведений, приводящий к многочисленным ошибкам. Чувствуете, что это немного другое?)))
Соглашусь с Вами. Движение вверх должно быть по ступенькам. Скакать через 3-4 ступеньки неправильно: или штаны порвутся, или ногу подвернешь)))
 
В продолжении темы ощущений.
Есть еще очень хорошие примеры работы с ощущениями. Попробуйте в вечернее время выключить свет и позаниматься в темноте. Или, если день, натяните на глаза шарф, шапку. На Вас польется поток информации от кончиков пальцев))).
А почему?
А почему слепые люди лучше слышат, и не только? Да потому что наше тело так устроено, как только мы теряем один орган восприятия, сразу его функции пытаются взять на себя другие органы - уши и пальцы в нашем случае. Вот и здесь, "лишив себя" временно глаз мы обостряем восприятие ощущений от пальцев, обостряем слух и не только.
 
  • Мне нравится
Реакции: tobol
А знаете почему все ведущие исполнители на баяне, аккордеоне не смотрят на руки? Вообще. Ни на левую, ни на правую... Сказать?
Ответ простой - да потому что им это не нужно. Потому что правильно выученные ощущения дают высочайшую гарантию чистоты исполнения. Вы можете убедиться в этом на себе. Хотите? Пожалуйста.

Давайте сделаем такой эксперимент. Сидя за инструментом, опустите руку вниз. Расслабьте. Потрогайте кончиками пальцев ножку стула. Почувствуйте подушечкой пальца её поверхность, железная или деревянная, гладкая или шершавая и т.д...
После этого плавно положите указательный палец на ля первой октавы. Не нажимайте. Запомните ощущение в руке, ощутите теплую волну, начиная от плечевого сустава, через плечо, локоть предплечье, запястье, кисть, фаланги в подушечку пальца. Запомните угол в локте. Нажмите ля1.
Теперь бросьте руку вниз. Поболтайте ею, полностью расслабьте. Теперь вспомните ощущения и не глядя бросьте палец на ля.
Скорее всего Вы промахнетесь, нажмете соль, си или даже чуть дальше. Ничего страшного. Это нормально)). Теперь скорректируйте палец на клавиатуре, вновь нажмите ля1 и скажите себе "вот ля". Соотнесите ощущение с звучанием ноты. Бросьте руку вниз и расслабьте. Опять представьте ощущения, скажите "сейчас нажму ля 1". И смело бросаете руку на клавиатуру. На 3-4 раз у Вас будет получатся. Проверено.

Это работает с любой другой нотой, интервалом или аккордом. Находите, запоминаете ощущения, и ориентируясь на них, свободно играете.

В левой руке все точно также. Работайте с ощущениями - будет Вам счастье и безошибочная игра!
Успехов
 
Выспался. Пришли новые (старые) мысли. Дополним картину.
Внимание в движении.
Когда Вы играете пьесу целиком, собрав все части в единое целое, Ваше внимание всегда должно быть ВПЕРЕДИ пальцев. То есть, вы всегда обдумываете, представляете музыку, которую Вам вот-вот предстоит сыграть, Ваше внимание как бы крутится непосредственно ПЕРЕД звучащим моментом. Вы говорите себе, " а что я сейчас буду делать, а куда я строю фразу, а где моя следующая кульминация и т.д.". То есть исполнительство на инструменте - это в первую очередь активная интеллектуальная работа. О том что ПРЕДСТОИТ сделать. Мой педагог Николай Иванович Костенко всегда говорил: "Прежде чем нажать клавишу на инструменте ПОДУМАЙ, а что ты хочешь сделать", каким звуком ты хочешь сыграть, на какой динамике, как ты прикоснешься к клавише, погладишь её или ударишь. То есть во время игры Вы всегда ставите себе новую и новую задачу, обдумываете предстоящее звучание. Вот и получается, что голова - впереди пальцев)).
 
Мой педагог Николай Иванович Костенко всегда говорил: "Прежде чем нажать клавишу на инструменте ПОДУМАЙ, а что ты хочешь сделать", каким звуком ты хочешь сыграть, на какой динамике, как ты прикоснешься к клавише, погладишь её или ударишь.
Вот Вам бы поработать на Роланде над учебным курсом - была бы сказка! там клавиши чувствительны к нажатию и звук управляется и мехом и касанием.
 
Продолжим.
Этажи внимания.
Я для себя и своих учеников определил 3 этажа внимания.

1 этаж - внимание на уровне интонирования мотивов, запоминания аппликатуры, блоков, из которых она состоит. Здесь Вы запоминаете какой палец или цепочка пальцев следует друг за другом, анализируете игровые движения, положение кисти, то есть запоминаете мельчайшие детали исполнения. Применяется на начальной стадии разбора и выучивания произведения.

2 этаж. Здесь объектом Вашего внимания становятся более крупные построения, динамика внутри фразы, штрихи, агогика (замедление, ускорение) отдельных мест, интонирование фраз и предложений. Применяется на стадии сборки пьесы в единое целое.

3 этаж. Внимание во время концертного выступления. Здесь Вы уже должны думать о более общих, глобальных вещах: образ произведения, его содержание, настроение, кульминации разделов, их соотношение между собой, выявление главной кульминации произведения и т.д. То есть охват произведения целиком, как бы с высоты птичьего полета)).

Основной ошибкой играющих бывает спуск на более низкие этажи, когда этого делать не нужно. То есть во время концертного выступления такой исполнитель вдруг начинает думать, а какой палец идет за следующим, и т.п. то есть начинает думать о мелочах, спускается условно на 1 этаж. Это происходит от неуверенности в себе. Не нужно этого делать. Ваше подсознание прекрасно все помнит, какой палец за каким, где легато, где стаккато, помочь ли кистью своим пальцам при игре аккордов и т.п. Подробности, вдавание в детали в ситуации концертного исполнения только мешают делу.
 
Готовность произведения.

Вот Вы уже выучили пьесу, и она получается целиком без ошибок. Пришло время выносИть её на публику.
Не торопитесь)).
Поимитируете концертное выступление в классе, наедине с самим собой. Представьте, что перед Вами сидят Ваши родные, будущие гости, которых Вы планируете позвать на День рождения или юбилей и т.д. И проиграйте воображаемым зрителям/слушателям пьесу с начала до конца.
Включите диктофон на телефоне и запишите себя.
А теперь послушайте запись и оцените себя не играя. Взгляд на себя со стороны на многое откроет глаза. В процессе слушания записи отмечайте в нотах карандашиком места, которые не удались, зацепы, сбивки, неточности, качания темпа, кривую агогику. Вот Вам и план работы на ближайший час))). Поверьте, услышите про себя много нового)).
Когда ошибок не останется вовсе, можно будет выносить пьесу на реальную публику.
Но не льстите себе)) По настоящему произведение доходит до готовности, "спекается" только лишь на настоящей публике. После 3-4 выступлений в реальных концертах, (ну или перед настоящими гостями) отшлифовываются все детали, шероховатости. Именно поэтому многие исполнители не решаются выносить новые произведения сразу на ответственные концерты. Сначала обкатывают их на менее ответственных. По этой же причине мы с учениками перед участием на конкурсе обыгрываем программы в боевых условиях, делаем серию концертов (от 3 до 5, в темпе 1 концерт в неделю) по ДМШ города Уфы. Здесь вылазят мелочи, на которые не обращаешь внимание в классе, но не будем отвлекаться)).

Использование звукозаписи на стадии финальной шлифовки пьесы позволит Вам достичь еще одного положительного момента - систематического прогресса.
Удачи и терпения!
 
Последнее редактирование:
Вот Вам бы поработать на Роланде над учебным курсом - была бы сказка! там клавиши чувствительны к нажатию и звук управляется и мехом и касанием.
Доброго дня, коллега. Спасибо за рекомендацию.
На всех акустических инструментах клавиши чувствительны к нажатию и звук управляется и мехом, и касанием))).
Электронный аккордеон, без сомнения, дает много других интересных возможностей, недоступных аккустическому инструменту.