Настройка басового резонатора кускового баяна.

Давид Беженарь

Пользователь
22 Апр 2021
8
0
Всех приветствую. Имею баян Тульский "Лауреат второй степени". Развалился резонатор вклеенный, голоса ржавые. Голоса отмыл, резонатор склеил, лаечка как струна. Проблема лишь одна...(( Вопросы опишу по пунктам.
1. Как настроить басовый резонатор чтоб он хорошо звучал? (Просто, если басы вклеить наместо, то потом по месту не представляю как их точить, вершок ещё можно, а для низа там одного " царапка" не хватит. И внутренний голос если вытаскивать, и лайка портится и ответ голоса сбивается).
2. Как выставить зазоры идеальные на октаве и контр октаве (на больших голосах)? Их в корпусе уже гнуть не реально, в резонатор упирается, а без корпуса они не звучат, зараза(
 
Последнее редактирование модератором:
Настраивается все также как остальные голоса, но только как "Юпитер" прямо на корпусе...))
По порядку...
1. Вытаскиваем шпильки басового полукорпуса... Можно отверстия залепить скотчем, чтоб меньше травил..
2.Из четырех голосов каждого баса заглушаем три. Контроктавные (да и большой) разжимные вытаскиваются крючком через сжимные без всякого вреда для лайки. Вытаскивать можно смело, ничего не собьется. При звучании у голоса амплитуда намного больше чем изгиб при вытаскивании. А вот проверить установку после занижения - обязательно!
3. первая и малая октавы строятся в камертон. Большая приблизительно + 2-3 цента, контроктава +5...
5. Царапать...... Или как я - бормашиной..
6. Подъем голоса на ответ надо было выставить на глаз перед проливкой. Теперь можно гнуть только уперевшись в голос ближе к корню (заклепке). Но уже не на глаз...) Кстати, "в одиночестве" и большой, а тем более контроктавы голоса отвечают плохо...
Вроде все..
 
Последнее редактирование:
Спасибо.Очень доступно.У меня они ещё не пролиты.У меня вопрос.По вашему опыту на сколько мне настроить малую и первую октаву чтоб потом пилить с корпусе меньше было.А то внешний не проблема, а внутренний не хочется насиловать.
 
Дуть ротом- в крайних случаях! Иногда некогда, что-то срочно, и пр. . . Три раза лечил микоз глотки (грибок), один раз бронхомикоз. Это вообще долго и муторно. На инструментах ВСЕГДА есть микроорганизмы. Грибки как минимум. Туберкулёз и все прочие радости- тоже есть... ((. Берегите своё здоровье.
 
Спасибо.Очень доступно.У меня они ещё не пролиты.У меня вопрос.По вашему опыту на сколько мне настроить малую и первую октаву чтоб потом пилить с корпусе меньше было.А то внешний не проблема, а внутренний не хочется насиловать.
Одна из заповедей настройщика (во всяком случае для меня) - НЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ! Потому как не раз обжигался. Поэтому никаких "чтоб потом пилить меньше было" не посоветую. Слишком это грубая настройка. И поверьте, получится быстрее просто строить сразу в корпусе.. А в Вашем случае если голос уехал больше чем на четверть тона, то его менять уже надо... И Вы явно боитесь внутренних разжимных голосов. Посмотрите на разделе с "Мира баяна" выкладывали, помню, инструмент для настройки. В том числе и разного типа подголосицы.. Вы в курсе что при занижении надо весьма свирепо дергать голос для релаксации, а разжимный выщелкивать несколько раз... А Вы пишете "не хочется насиловать"...
Надо спокойно и качественно пролить голоса. Выяснить камертон - куда строить, желательно с тенденцией к завышению (из-за той же релаксации, при повышении голосов ее нет). И строить как описал выше.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится
Реакции: Давид Беженарь
Одна из заповедей настройщика (во всяком случае для меня) - НЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ! Потому как не раз обжигался. Поэтому никаких "чтоб потом пилить меньше было" не посоветую. Слишком это грубая настройка. И поверьте, получится быстрее просто строить сразу в корпусе.. А в Вашем случае если голос уехал больше чем на четверть тона, то его менять уже надо... И Вы явно боитесь внутренних разжимных голосов. Посмотрите на разделе с "Мира баяна" выкладывали, помню, инструмент для настройки. В том числе и разного типа подголосицы.. Вы в курсе что при занижении надо весьма свирепо дергать голос для релаксации, а разжимный выщелкивать несколько раз... А Вы пишете "не хочется насиловать"...
Надо спокойно и качественно пролить голоса. Выяснить камертон - куда строить, желательно с тенденцией к завышению (из-за той же релаксации, при повышении голосов ее нет). И строить как описал .выше.
Все принял к сведению.С настройкой разобрался.Наделал крючков и строю по тюнеру,очень хорошо выходит.Вопром есть ещё один.У баса 4-голосие.Как вы считаете если убрать первую или малую октаву ,бас становится лучше или нужно так и оставлять 4 голоса?А то мех маленький ,а как сделать не знаю ,что бас поярче был.
 
Последнее редактирование:
Если и убирать то только первую. Примеры есть - хотя бы тульский ЦП ГВ. Но то цельная планка и басы раза 4 крупнее чем Ваш ширпотреб... И там это для экономии места и баланса
Короче, выигрыш будет только в расходе воздуха и то мизерный.
Если такая операция улучшала бы бас, то такие басы были бы еще с фабрики или Вы думаете что там дураки?. На "Юпитерах" при весьма приличном и так басе подключают еще 2 голоса с выборки. Конечно, там это вопрос тембра но и мощности тоже..
Сделать бас поярче - только замена на более качественные голоса. Но об этом можно судить только после настройки - настроенный бас будет ярче...
А тут еще мех маленький, голоса ржавые.... А что за баян тульский "лауреат II премии"? Я имею ввиду характеристику, например 52/100, 61/120... Может все это не стоит писанины?
 
Если и убирать то только первую. Примеры есть - хотя бы тульский ЦП ГВ. Но то цельная планка и басы раза 4 крупнее чем Ваш ширпотреб... И там это для экономии места и баланса
Короче, выигрыш будет только в расходе воздуха и то мизерный.
Если такая операция улучшала бы бас, то такие басы были бы еще с фабрики или Вы думаете что там дураки?. На "Юпитерах" при весьма приличном и так басе подключают еще 2 голоса с выборки. Конечно, там это вопрос тембра но и мощности тоже..
Сделать бас поярче - только замена на более качественные голоса. Но об этом можно судить только после настройки - настроенный бас будет ярче...
А тут еще мех маленький, голоса ржавые.... А что за баян тульский "лауреат II премии"? Я имею ввиду характеристику, например 52/100, 61/120... Может все это не стоит писанины?
Писанины не стоит)) Но если вам не в тягость то можете и написать,я не обижусь.Баян тембр например с завода идёт с оборотным массивным резонатором(Евгений Архипов на Ютюбе ремонтировал Ссылка на видео18:40 минута.)Так у меня с рук телефон упал от баса)))).Не каждый цельноплпнлчный такой имеет.
Ладно не буду вас тоже дергать без надобности.Того что на писанно в верху вполне хватит чтоб настроить как положено мой ширпотреб.
 
Баян тембр например с завода идёт с оборотным массивным резонатором(Евгений Архипов на Ютюбе ремонтировал Ссылка на видео18:40 минута.)Так у меня с рук телефон упал от баса)))).Не каждый цельноплпнлчный такой имеет.
Ладно не буду вас тоже дергать без надобности.Того что на писанно в верху вполне хватит чтоб настроить как положено мой ширпотреб.
Так Вы телефонов не напасетесь...) Это просто нормальный простой баян для музицирования у стола.. не более. Даже не для ДМШ. С цельнопланочным сравнивать просто некорректно... Бас действительно звучит чуть лучше за счет увеличения столба воздуха в камерах резонатора с поворотом. Но за все надо платить. Здесь т.н. "заемный" бас, где вместо 1 и малой октав используются аккордовые голоса. Т.е. их все-таки четыре (и жрут воздуха они еще поболее) но звукоизвлечение большинство баянистов раздражает своей невнятностью...)
Это как "на заборе много разного пишут, а посмотришь - ничего нет."
 
  • Мне нравится
Реакции: Давид Беженарь
Так Вы телефонов не напасетесь...) Это просто нормальный простой баян для музицирования у стола.. не более. Даже не для ДМШ. С цельнопланочным сравнивать просто некорректно... Бас действительно звучит чуть лучше за счет увеличения столба воздуха в камерах резонатора с поворотом. Но за все надо платить. Здесь т.н. "заемный" бас, где вместо 1 и малой октав используются аккордовые голоса. Т.е. их все-таки четыре (и жрут воздуха они еще поболее) но звукоизвлечение большинство баянистов раздражает своей невнятностью...)
Это как "на заборе много разного пишут, а посмотришь - ничего нет."
Что тут сказать....Аминь!


Хотел спросить ,а почему большую строить вверх на +2+3,а контр +5?Я так и делаю ,как вы и сказали.Только боюсь чтоб потом вниз не пилить.
 
Последнее редактирование модератором:
Хотел спросить ,а почему большую строить вверх на +2+3,а контр +5?Я так и делаю ,как вы и сказали.Только боюсь чтоб потом вниз не пилить.
Потому что заставить звучать отдельно взятый голос большой и контроктавы у Вас получится только на пианиссимо. А на слабой динамике голоса звучат выше. Соответственно на нормальной динамике, а тем более в резонансе с остальными голосами он занизит и будет в камертоне. Проведите эксперимент постепенно повышая силу звука и по тюнеру сразу все поймете..
 
...Бас действительно звучит чуть лучше за счет увеличения столба воздуха в камерах резонатора с поворотом...
Здравствуйте. У меня обратный опыт. Сейчас в ремонте аккордеон Вальтмейстер - Консона с готово-выборной системой. Был глухой бас. Резонатор самодельный с поворотом на 180 ° в басовых голосах, голоса при этом располагались вверх ногами, колеблющимися концами к деке. Вдобавок эти басовые голоса начали протирать мех изнутри.
Удалил этот "зиг-заг удачи", снёс пол-резонатора, в итоге:
Бас зазвучал ярче
Уменьшился вес
Мех не протирается.
 
  • Мне нравится
Реакции: Давид Беженарь
...Резонатор самодельный...
Игорь, может вся проблема в этом? В "стародавние времена" был целый институт, если не изменяет память - где-то вычитывал, изучающий музинструменты, аккустику, резонанс и т.д. и т.п... Но это не помешало в литературе для профтехучилищ фабрик баянов (были и такие!) встретить фразу - "инструмент изготовлен по аналогам наилучших образцов", или что-то вроде этого... Т.е. не по расчетам и формулам, хотя и они были, а по образцу.... Иначе говоря просто повезло...)
Я сам концертмейстерствую на обыкновенном серийном кусковом туляке 61/120... Ну, не совсем обыкновенном, а усовершенствованом..) Там много всякого, в том числе и бас с поворотным резонатором.. Не могу сказать, что добился того чего хотел, басочки, даже куски все-таки надо было бы расточить поширше и переклепать.. но стоит ли оно того? Была идея и склепать две планки (куска) в один ради минимизации потери воздуха.. Но потом пришло понимание, что проще купить заказной туляк, котырый сделан "по аналогам", и не изобретать велосипед.. Хотя коллеги почитают мой туляк за легкость (самое главное), крикливость и приличный бас с самым низким "ми"...
А легкий заказной туляк с левой на алюминии, который легко вставляет все изыски и выверты я себе уже нашел...
 
Вобщем.Настроил я бас и аккордовую планку" Лауреата ".Чесно сказать ,ожидал большего от него(У меня есть Тула 304 ,так там такой бас что он весть дрожит,хотя обыкновенные куски.Я даже хотел купить заказного тюляка.Поиграл на басах заказного и приуныл...думал цельная планка будет мощьнее выдавать ,чем куски Тулы 304.А оно мне показалось даже слабее.Мужик хочет 300$ за два заказных.У одного кнопок пару нет,а у другого мех-шуба(можно попробовать слепить из двух один).Голоса вроде на месте.Что скажете ,стоит раскошелится,или за эту цену можно что то подыскать пожевее?
 
Надо смотреть... Но если что-то не нравится - лучше не брать. Да и цена неадекватная... Хотя.. туляки тоже бывают разные. И глухие как валенок, и отзывчивые до дрожи всего корпуса
Надо смотреть.
 
  • Мне нравится
Реакции: Давид Беженарь
Скажите пожалуйста...как понять"Настройка в ноль".
Выставляю в ноль ,через день уже +2 показывает))).Низишь в ноль уже через два ,три дня в -3.
То есть в ноль получается ну просто нереально попасть.Строй плывет как хочет.И не сильно языки обработаные,так с легка.
 
Скажите пожалуйста...как понять"Настройка в ноль".
Выставляю в ноль ,через день уже +2 показывает))).Низишь в ноль уже через два ,три дня в -3.
То есть в ноль получается ну просто нереально попасть.Строй плывет как хочет.И не сильно языки обработаные,так с легка.
Вот на этом этапе тюнер надо отбирать у настройщика...)
Да, бывает, наверное влияют погодные условия..
С другой стороны настройка делается не для тюнера. Первично ухо. Если биений не слышно - значит нормально. Тюнер только помогает определить "куда" пилить и сколько...
Релаксация голоса идет после его занижения, и он как правило повышает...
И еще бывает высота плавает в зависимости от динамики, если жестко не контролировать силу звука.. Кстати при прослабленной заклепке при увеличении силы звука голос будет наоборот завышать..
 
  • Мне нравится
Реакции: Давид Беженарь