Вопросы новичков

Товарищи, буду благодарен за совет по технике правой руки на пятирядном баяне.
Играю по книге Осокина, но есть вопрос про перенос кисти из одного положения в другое.

На примере гаммы до мажор, первые 4 ноты играются в одном положении, затем происходит смещение кисти.
Переход можно осуществлять двумя способами:
1) Сместить всю кисть за счет движения в локте.
2) Поджать большой палец под кисть, и, пока он нажимает сольку, переместить всю кисть в новую позицию.

Играя стаккатто, перемещение за счет локтя происходит натурально - минимальное движение пальцами, никакого напряжения. Кисть сохраняет свои форму.
При игре легато, такое смещение у меня не получается - приходится поджимать 1 палец внутрь кисти. Форма кисти нарушается, появляется напряжение.

Вопрос: надо ли стараться как можно больше движения вести от локтя, даже при легато, или такой поджим 1 пальца вполне допустим?

Спасибо.

Osokin.jpg
 
Здравствуйте.
Подкладывание/перекладывание пальца - обычный прием и на баяне и на аккордеоне.
2) Поджать большой палец под кисть, и, пока он нажимает сольку, переместить всю кисть в новую позицию.
Да, так верно. "Поджать", совершить подкладывание нужно заранее. Возникающее лёгкое напряжение в этот момент - это поначалу нормально. Потом рука привыкнет, даже замечать его не будете.
Иногда при подкладывании/перекладывании бывает необходимо повернуть кисть для создания максимального удобства пальцам. Главным критерием для совершения всех этих действий будет звук. Движение в гамме должно быть ровным, ритмичным как внутри блока нот, так и в момент подкладывания / перекладывания. Кисть - мягкая гибкая. Пальцы чувствительные - все внимание сосредоточьте на подушечках пальцев.
Успехов в освоении инструмента))
 
Здравствуйте. Посоветуйте литературу по освоению аккомпанимента на баяне, желательно народных песен, русских. По ютубу дело не идёт, так как в основном мелодия совмещена с аккомпаниментом. А вот как подыграть для голоса я не понимаю. Непонятна роль правой руки. Пока я только дублирую правой аккорды левой, но как-то топорно и не интересно выходит. Посоветовали по сборнику аккомпаниментов обучаться, но я в интернете подходящего ничего не нашёл. Если кто может помочь в освоении, готов отблагодарить. После двух лет освоения инструмента развитие стало задерживаться.
 
Друзья, случился такой конфуз:
5 месяцев играю только на роланде и к акустике не прикасался. До роланда на акустике звучание левой сильно не нравилось, но частично был виноват старый аккордеон - плохой отклик в басах.
Заехал на чай к местному аккордионисту, так на акустическом инструменте вообще ничего не смог изобразить. Конечно, непривычно, чужой инструмент незнакомый, ремни не подогнаны и тп, но с правой проблем не было, а левая вообще никак не пошла.
Вот я чешу репу - дело в том, что аккордеон откликался "не на все 100" и меня клинило от того, что кнопку нажал, а ответ не такой, как я ожидал, или в том, что левую на цифре и на акустике надо совсем по-разному играть?
 
Последнее редактирование:
Я тож на рональде ничего не смог сбацать с непривычки. Звук вообще другой. Мозг не воспринимает его как правильный. Я даже на другом регистре правой не могу сыграть без напряга мозга то что играю железно нормально. Ухо в мозг сигналит что ошибка.
 
Недавно играл на концерте на новом ученическом туляке. На сжим один голос отвечает хорошо, на расжим другой. И лавируешь на этом убожестве... На форте захлёбывается, на пиано - не отвечает. Чудеса .
 
Друзья, случился такой конфуз:
5 месяцев играю только на роланде и к акустике не прикасался. До роланда на акустике звучание левой сильно не нравилось, но частично был виноват старый аккордеон - плохой отклик в басах.
Заехал на чай к местному аккордионисту, так на акустическом инструменте вообще ничего не смог изобразить. Конечно, непривычно, чужой инструмент незнакомый, ремни не подогнаны и тп, но с правой проблем не было, а левая вообще никак не пошла.
Вот я чешу репу - дело в том, что аккордеон откликался "не на все 100" и меня клинило от того, что кнопку нажал, а ответ не такой, как я ожидал, или в том, что левую на цифре и на акустике надо совсем по-разному играть?
Не устаю повторять: Роланд - другой инструмент!
В этом случае виноват может быть мееееедленный отклик басов акустики, у Роланда он быстрее даже на аккордеонных басах. Попробуйте такой трюк: поиграйте басы только звуком смычкового контрабаса, там как раз все неторопливо. Будет ли похоже на акустику?
 
kep
Попробую разобраться, как контрабас включать. А смычком прям по левому полукопусу водить? :oops:

То есть мои догадки о медленности басов правильные - даже если все настроено на 100%, то на акустике, по сути, басы надо с предопережением давить? Если регистр с самой низкой октавой включен.
 
Я тож на рональде ничего не смог сбацать с непривычки. Звук вообще другой. Мозг не воспринимает его как правильный. Я даже на другом регистре правой не могу сыграть без напряга мозга то что играю железно нормально. Ухо в мозг сигналит что ошибка.
Настройка - наше фсе!
Прежде всего, настройка меха. То есть, либо настраивается мех по всем имеющимся параметрам, чтобы появилось ощущение акустического меха, либо (мой выбор) настраивается рука на новое звукоизвлечение (в моем случае установил на x-heavy и тренировался делать микроскопические движения рукой).
А потом - настройка акордеонных звуков. Там есть расширенный аналог настройки: планки, язычки, все на свете. Только планок до 7 штук и их можно комбинировать, и язычков мохно напихать хоть 7 в унисон. Ну и строй меняется от полного унисона (у акустики такого не бывает) до приступа тошноты у vev :cool:
 
Настройка - наше фсе!
Прежде всего, настройка меха. То есть, либо настраивается мех по всем имеющимся параметрам, чтобы появилось ощущение акустического меха, либо (мой выбор) настраивается рука на новое звукоизвлечение (в моем случае установил на x-heavy и тренировался делать микроскопические движения рукой).
А потом - настройка акордеонных звуков. Там есть расширенный аналог настройки: планки, язычки, все на свете. Только планок до 7 штук и их можно комбинировать, и язычков мохно напихать хоть 7 в унисон. Ну и строй меняется от полного унисона (у акустики такого не бывает) до приступа тошноты у vev :cool:
Да ко всему нужна привычка. Но смена привычного звучания и реакций инструмента на другой часто вводит в ступор. Мы ж с аккордеоном практически срастаемся, когда много играем. Поэтому на клавиатуру не глядим, а ориентируемся на звучащий в мозгу эталон звука. Подумал звук, руки его сами взяли. Если звук не такой как ожидается, то думаем что ошиблись.
 
kep
Попробовал смычковый контрабас - атака точно медленнее. Все хорошо, только теперь левая клавиатура вся изгажена канифолью. ;)
Получается, для более реалистичной практики надо играть басами на контрабасе?

Еще вопрос по технической части: в самой низкой октаве длинные "баянные" голоса, в теории, должны откликаться быстрее коротких итальянских, или наоборот?
 
Получается, для более реалистичной практики надо играть басами на контрабасе?
Для любителей сверхтяжелого баса можно соединить его с планкой 32" из расширения Dallape - хорошо сочетаются.
 
Друзья. Вопрос по технике меховедения. Часть источников требуют стремиться к "незаметной смене меха", а Басурманов в 6 месяце пишет, что смена меха посередине фразы неприемлема (окей), смену меха натуральнее всего делать в начале каждой фразы (окей), и при этом начало и конец каждой фразы по умолчанию надо играть тише, чем середину "Каждая фраза как бы начинается крещендо, и заканчивается диминуэндо. Такое распределение силы звука делает фразу выпуклой, понятной, яркой".
Но ведь такое меховедение противоречит правилу "незаметной" смены меха - каждая смена умышленно (между фразами) играется небольшим замедлением ведения меха перед сменой направления, затем ускорением после смены.
 
По моему, тему голосоведения закрыл ещё Липс. Мех - "лёгкие" музыканта. Вдох берётся у певцов, у нас перемена меха. Возможно на любой динамике, зависит от характера исполняемого материала. Специальных подготовительных мероприятий для смены меха нет. Владение мехом это когда исполнитель может это делать не заметно. В идеале, слушатель не должен замечать смену меха.
 
Или по слигованным фразам или по смене тактов. В общем целая наука, чтоб незаметно для звука получалось. Я подписываю в нотах где менять. На некоторых вещах приходится пробовать разные варианты.
 
Друзья. Вопрос по технике меховедения. Часть источников требуют стремиться к "незаметной смене меха", а Басурманов в 6 месяце пишет, что смена меха посередине фразы неприемлема (окей), смену меха натуральнее всего делать в начале каждой фразы (окей), и при этом начало и конец каждой фразы по умолчанию надо играть тише, чем середину "Каждая фраза как бы начинается крещендо, и заканчивается диминуэндо. Такое распределение силы звука делает фразу выпуклой, понятной, яркой".
Но ведь такое меховедение противоречит правилу "незаметной" смены меха - каждая смена умышленно (между фразами) играется небольшим замедлением ведения меха перед сменой направления, затем ускорением после смены.
А в чем противоречие? Как качественная смена меха противоречит динамическому наполнению внутри фразы? Это разные и не связанные вопросы.
Вообще, здесь уже много уже написано по этому вопросу. Попробуйте воспользоваться поиском, здесь на сайте он очень хорошо работает. Напишите "смена меха" и получите массу интересной информации. Например, я уже писал о специальных упражнениях на меховедение (неохота писать одно и то же несколько раз, извините). Навык "незаметной смены" развивается, тренируется. Поищите в интернете мастер-классы Ю. Шишкина, он часто освещает этот вопрос.
 
Или по слигованным фразам или по смене тактов. В общем целая наука, чтоб незаметно для звука получалось. Я подписываю в нотах где менять. На некоторых вещах приходится пробовать разные варианты.
Вы абсолютно правы. Аппликатуру меха нужно проставлять также, как аппликатуру пальцев. Это очень важно, так как на разжим и сжим работают разные группы мышц.
И это сложнее, чем расставлять аппликатуру пальцев, так как аппликатура меха зависит от динамики. Перед расстановкой меха надо уже хорошо знать текст, чтобы играть его без заминок (заминка - это лишний расход воздуха), нужно определиться с динамикой фраз, предложений, наметить динамические вершины и их соотношение между собой. Когда эта работа проделана, расставляется и фиксируется в нотах мех.
 
А есть ещё вещи с сильно несимметричными по длине соседними фразами. Если играть по фразам то мех расползается или смыкается. Приходится аккуратно менять в середине фразы, выискивая место, где это наименее заметно.
 
И под свой конкретный инструмент с его расходом воздуха.
Совершенно верно. На одном инструменте компрессия хорошая , условно 2 такта на 2 такта хватает. У другого нет компрессии, менять придется по другому, например 2 на 1,5 (это упрощённо).